Главная/Статьи/Пресса о нас
Древнейшее ландшафтное искусство, забытое на более чем 400 лет, возрождено теперь и в Украине. Дивные кусты в виде футбольного мяча, веера, улитки и другие загадочные существа растут во дворе Игоря Ткача — единственного в нашей стране мастера топиари. Так искусно подстричь куст, как он, не может никто!
Пресса о нас   5422 31 января, 2013

Древнейшее ландшафтное искусство, забытое на более чем 400 лет, возрождено теперь и в Украине. Дивные кусты в виде футбольного мяча, веера, улитки и другие загадочные существа растут во дворе Игоря Ткача — единственного в нашей стране мастера топиари. Так искусно подстричь куст, как он, не может никто!

Игорь Ткач свой летний день начинает в 4 утра. В течение нескольких часов до работы он занят уходом за свыше 200 кустами самшита (многолетний медленно растущий кустарник), которые украшают его двор, превращая в самый настоящий украинский Версаль.

Людовику и не снилось…

— Сложно сказать, что стало толчком к тому, чтобы заняться топиари. Появилась идея создать шахматные фигуры, но не просто вырезать, например, из дерева, что я в принципе умею, — поведал «Новой» Игорь. — Как-то подсознательно выбрал куст как материал для воплощения идеи. На тот момент я знал об искусстве топиари лишь из литературы, но увидеть вживую не приходилось.

На участке возле дома измаильчанин в 80-х гг. высадил более сотни кустов самшита, которым было по 30—50 лет. Достать их не составило труда.

 

— Помните, сколько его росло при пионерских лагерях? А сколько еще было возле заброшенных домов, возраст которых достигал 100 лет? Они посажены еще со времен Румынии, после войны, когда была Бессарабия, — ведет свой рассказ Игорь.

Он и сегодня спасает кустарники, которые безжалостно выкорчевывают при строительстве домов и выбрасывают. Но родной край не единственный источник многолетних кустов для мастера. В свое время 25 лет занимал должность начальника контрольно-ревизионного отдела Дунайского пароходства. Часто приходилось ездить в командировки, откуда и привозил растения. Так во дворе появились туи и кипарисы из Будапешта.

 

16 гектаров райского сада

На шести сотках, кроме уютного дома, расположились 150 кустов самшита, а еще туи, сосны, кипарисы, финики, вишни, черешни, гранаты и др. Есть даже редкий черный бамбук, который Игорю привезли из Китая. Посмотреть на него, кстати, приходили сотрудники одного из украинских дендропарков. Рядом с усадьбой имеется еще один полигон для творчества, где уже высажено 1000 новых кустов.

В Питере обрезают ель Петр I, наслышавшись о диковинных кустах и деревьях неприродных форм, растущих в садах правителей Европы, приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого дела, зачем и отправил их за границу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в Санкт-Петербурге. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы,и поэтому пришлось искать отечественные аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха.

Все свободное время мастер проводит среди своих творений. Топиари — это хобби, которое полностью захватило мужчину (к слову, до этого он выращивал розы).

— В принципе это и есть рай. Что говорят о топиарном искусстве? Топиарный сад — это место для Бога. Здесь можно с ним общаться, — признается Игорь.

Все фигуры, воплощенные в самшите, — уникальные. Мастер никогда не делает эскизов. Берет в руки ножницы и стрижет. Помимо садовых инструментов, в арсенале Игоря встречаются и совсем необычные предметы. Так, иногда, чтобы достичь результата, приходится использовать хирургические инструменты или ножницы для разделки омаров. Электрические секаторы не подходят, поскольку они слишком сильно режут листья.

— Я крайне редко применяю какие-либо каркасы для того, чтобы придать форму кусту. Они уместны лишь для создания кустов-трансформеров, — делится с «Новой» секретами мастерства Игорь. — Скажем, есть у меня один самшит — если ветки связаны, то он выглядит как шар, если распустить — получится красивейший веер. Вот и распускается дерево под настроение.

Особым шиком сегодня является не обычная наружная реклама — билборды, баннеры, а названия брендов или фирм, выполненные с помощью топиарного искусства. Но в таком случае к каждому творению необходимо приставлять охрану.

Однажды Игорь был очень близок к тому, чтобы сделать живой лабиринт лучше, чем во Франции. Один знакомый заказал такой на своем участке. Тут уж без эскизов не обошлось. Ведь стены лабиринта должны были быть в форме волны, что во многом усложняет работу. К сожалению, пока создание этого шедевра приостановлено. Виной всему кризис, а сотворение живого лабиринта — занятие дорого-стоящее, так что финансов у заказчика хватило лишь на четыре стрижки.

— Надеюсь, в Украине появится парк топиарного искусства, — говорит измаильчанин. — Мы бы очень выделились на фоне других стран.

Игорю есть чем украсить этот парк. Он практически не делает простых форм — кубов, шаров, спиралей, которые можно встретить в Европе на каждом шагу. Мастер сообщил нам, что в планах у него несколько очень любопытных проектов.

— Хочу вырастить куб, на котором выстригу узор вышиванки. Я знаю, как это сделать. Так что, может, в ближайшее время даже приобрету или выменяю у кого-то куст, уже остриженный под куб. Есть еще задумка создать Пизанскую башню! Уже работаю над собором настоящим — с куполами и крестами. Думал даже знак ООН сделать — это интересно, потому что работа обещает быть сложной. Все, что сделано во дворе, — это уже простые вещи для меня.

Эксперименты над формами растений Игорь проводит не только с кустами. На Новый год он срезал верхушку сосны (3 метра). Все знакомые еще возмутились, мол, как можно было испортить такую красоту. Но очень скоро возмущение перешло в восхищение — обрезанная сосна вскоре превратилась в шар. Такого уж точно не увидишь больше нигде.

Искусство творится годами

Глядя на куст в виде футбольного мяча или плавной спирали, понимаешь, что на создание уходит много времени. Формировать ту или иную фигуру куста можно, когда он достигает возраста 30—40 лет. Но после первой стрижки не добиваешься желаемого результата. Художественная форма проявится лишь после того, как куст немного отрастет. И это при учете, что боковой росток прибавляет в длину около 2 см в год, а центральный — 5—10 см от силы. 

Каркасные подделки
Кто бывал за границей, мог видеть гигантские кусты в форме животных и сказочных героев. Но за такими уникальными на первый взгляд фигурами кроется небольшое мошенничество. Сначала создается плетеный проволочный каркас необходимой формы, например того же Микки-Мауса. Его надевают на молодое растение, которое развивается выпуская свои побеги поверх каркаса. Когда куст уже сильно разросся, его ветки обрезают по границам каркаса. Так и образуется форма. В работах Игоря никаких каркасов не найти. Все выполнено исключительно благодаря тщательной стрижке.

— На создание топиари у меня ушло 30 лет. Сегодня возраст кустов от 60—90 лет. Все это время их полагалось стричь каждый год, придавая форму, — продолжает Игорь. — В итоге кусты получаются трехмерными, из каждого угла просмотра одна и та же вещь выглядит иначе. С годами, увы, некоторые идеально сформированные элементы приходится убирать (шары, спирали, изгибы), чтобы давать рост другим формам. За 30 лет кусты увеличились на один метр в высоту и в ширину, а в объеме — на 30%.

Всю сложность и длительность создания топиари люди понимают не сразу. Из-за этого бывают не просто недоразумения, а курьезы. Однажды к Игорю пришли предприниматели, попросились посмотреть на художественный самшит. Им очень понравились работы мастера, и мгновенно сработала коммерческая жилка. Они предложили свои услуги в реализации кустов, не понимая, что поставить на поток топиари невозможно. Измаильчанин отказал. Только вот гости посчитали себя намного умней. Сфотографировав работы Игоря при встрече, они разместили их в календаре как наглядное пособие своей продукции. Возомнили себя мастерами ландшафтного озеленения. Собственно, они потом и поплатились за это, потому что люди-то хотели заказать подобную красоту себе, да вот предприниматели не могли ничего уже предложить. Игорь — единственный в Украине, кто серьезно занимается топиари. 

 

В ТЕМУ

Король Людовик XIV был воодушевлен идеей создать королевскую резиденцию, которая бы своей красотой и роскошью показала все могущество монарха. Но вот проблема — Людовик Париж не очень-то любил, поэтому решил не удостаивать столицу такой чести. Монарх отдает распоряжение архитектору и садоводу ехать близ Парижа, где стоит небольшой охотничий дворец его предка, — в Версаль. Местность болотная, без особых природных достопримечательностей. За несколько лет картинка преображается настолько, что со всего мира едут не только побывать в одном зале с королем-солнцем, но и побродить по настоящему чудо-парку. Садоводу Андре ле Нотру на 816 гектарах удалось искусственно воссоздать природу. Гости могли часами гулять по аллеям Версальского парка. Мастера под руководством талантливого ле Нотру создали уникальную парковую зону — в центре роскошный дворец, от которого отходят в строгой симметрии аллеи подстриженными особым способом многолетними кустами.

20.07.2009, 17:00 // Наталия Васюк, газета «Новая»


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Комментарии от Disqus